Метатеги (мета-теги, мета-определители)
группы «name»
Автор обзора: А. Сазонов
На
курсах веб-дизайна особенно тщательно изучают дескрипторы ещё одной группы. Начнём
перечислять их по порядку, располагая метатеги по их значимости (важности) для
корректного представления веб-страницы.
Элемент, использующий в качестве определения атрибута «description».
Синтаксис записи мета-определителя:
<meta name=«description» content=«Краткое описание содержания страницы»> ,
где в поле значения (content) введена информация о контенте представляемого
посетителю документа.
Обращаем ваше внимание на то, что содержание мета-определителя должно быть
литературно грамотным, то есть состоять не из перечня ключевых слов или фраз
(для этой цели используется другой тег), но именно из связной и грамотно
изложенной информации. Кроме того, крайне желательно использовать в тексте
описания ключевые элементы, отмеченные в основном контенте. Пример приемлемого
варианта метатега:
<meta name=«description» content=«Сайт о технологиях Интернета. Метатеги
(мета-определители). Подробно описываются средства и методы веб-дизайна,
рассматриваются вопросы использования и применения метатегов.»>
Важность мета-определителя «description» трудно переоценить, так как
именно он (в паре с дескриптором «keywords», который будет описываться ниже)
определяет корректность и эффективность индексации вашего сайта поисковыми
системами.
Забегая немного вперёд, отмечу, что при просмотре контента сетевого ресурса
робот-поисковик создаёт временный отчёт о содержании сайта, хранимый в виде
файла, который будет актуален до следующего просмотра. В данном отчёте
учитывается следующее: содержание метатега «description», первые строки
контента, ключевые слова, присутствующие в контенте, фрагменты текста вокруг
ключевых слов и так далее (это не всё, но для наших целей вполне достаточно).
Следовательно, в ранжировании ресурса описываемый элемент играет весьма важную
роль.
О длине (в знаках) и объёме (имеется в виду количество слов)
мета-определителя «description» в Сети порою высказываются достаточно
противоречивые мнения. В любом случае, робот обрабатывает лишь некоторое, вполне
ограниченное количество знаков (слов). Лично мне не приходилось когда-либо
сталкиваться с данной проблемой, поэтому поделюсь собственным опытом: для того,
чтобы всё содержание этого метатега учитывалось поисковой системой,
используйте две-три, максимум четыре компактные фразы.
Разумеется, следующим рассматриваемым мета-определителем непременно
должен быть дескриптор, использующий в качестве определения атрибута
словосочетание «keywords» («ключевые слова»). Естественно, в значении директивы
указываются ключевые элементы контента веб-страницы, а пример корректного
синтаксиса таков:
<meta name=«keywords» content=«ключевые слова (или фразы)»>
Нередко практикуется перечисление ключевых элементов контента с учётом
регистра набора (например, метатег, МЕТАТЕГ), но, на мой взгляд, это проявление
самого обыкновенного излишества. Все мало-мальски приличные, уважающие себя
поисковики давным-давно нивелируют подобные погрешности в наборе запросов.
Кроме того, неоднократно высказывалось мнение о том, что перечисление
ключевых элементов в метатеге «keywords» не следует вести через запятую,
поскольку достаточно простого разделения слов (фраз) пробелом. Вполне возможно,
но я предпочитаю использовать именно запятую - и не потому, что такой уж
закоснелый ретроград, но исключительно для собственного комфорта: не приходится
путаться в строке без знаков препинания. Попробуйте сами, уверен, что
согласитесь.
И ещё один нюанс. Поисковая система «Яндекс», обрабатывая описываемый
метатег, работает с русскоязычным контентом безупречно - в том плане, что
ключевые слова достаточно указывать в именительном падеже, единственном числе;
все склонения и спряжения встречающихся в тексте контента «ключевиков» будут
учтены и правильно сведены в общей статистике. «Гугл» же такой корректностью не
блещет (хотя и пытается). Так что советую тем или иным способом учитывать его
характер: или употреблять словарные обороты с приведёнными к единому виду
ключевыми элементами, или перечислять их варианты в мета-определителе
«keywords».
Завершая описание метатега, советую не превышать количества ключевых
слов, равного двадцати пяти-тридцати (на мой взгляд, для отдельной веб-страницы
хватит с запасом), или же общего количества знаков более двухсот.
Далее мы разберёмся в характеристиках метатегов той же группы («name»), но не
имеющих столь явного (по сути, бесспорно наиважнейшего) принципиального
значения, как рассмотренные выше. Некоторые из них веб-мастерам Рунета
совершенно неизвестны (а порою и бесполезны), так как привычные нам поисковые
системы их значения в собственных алгоритмах попросту не учитывают. Однако, если
вы выходите на международный рынок, настоятельно рекомендую наиважнейшие из
мета-определителей использовать (например, дескрипторы-аналоги тега
<title>). На
курсах веб-дизайна мы обязательно рассматриваем и эту тему,
поскольку здесь не бывает мелочей.
Кстати, среди «нестандартных» (для нас) метатегов встречаются очень
любопытные функционалы.
* * * * *
Путешествуя по сетевым ресурсам зарубежных коллег, иногда встречаешься с
мета-определителями весьма непривычного вида. Трудно сказать, какие
поисковые системы используют приведённые ниже - и им подобные - алгоритмы; тем
не менее, следует безусловно признать, что таковые существуют.
Дескриптор, употребляющий определение «abstract». Корректный синтаксис:
<meta name=«abstract» content=«Краткое описание содержания страницы и
ключевые слова»>
* * * * *
Метатег, использующий в качестве определения «subject». Синтаксис:
<meta name=«subject» content=«Тема контента веб-страницы (очень кратко)»>
Судя по иногда наблюдаемым в Сети ресурсам, практически полный аналог тега
«title».
* * * * *
Дескриптор с определением «page-type»:
<meta name=«page-type» content=«Тип информации, представленной на
веб-странице»>
Интересный мета-определитель, по поводу наполнения которого я получал
совершенно противоречивую информацию в испаноязычной и итальянской зонах Сети. В
конечном итоге, я склоняюсь к мнению о корректности неопределённо-абстрактного
содержания поля значения, то есть метатег будет выглядеть вот так:
<meta name=«page-type» content=«information resource»>
* * * * *
Далее следуют два метатега, которые рекомендуется оставить именно в
исходном виде (если, конечно, представляемая ими веб-страница не является неким
узкоспециализированным ресурсом):
<meta name=«distribution» content=«Global»>
<meta name=«rating» content=«General»>
Дескриптор указания типа сайта (всего ресурса целиком):
<meta name=«resource-type» content=«document»>
В веб-дизайне встречаются значения «photo», «gallery», «e-shop» и так далее.
* * * * *
Для хорошо известных нам Яндекса и Гугла, следующие два мета-определителя
не имеют значения, поскольку и тот, и другой поисковики вполне ограничиваются
содержанием тега <title>. Надо предполагать, что назначение данных метатегов
- представлять информацию для неких уникальных поисковых серверов, не
обрабатывающих дескриптор <title>:
<meta name=«title» content=«название веб-страницы»>
<meta name=«page-topic» content=«название веб-страницы»>
* * * * *
Дескриптор, определяющий контингент посетителей ресурса:
<meta name=«audience» content=«all»>
В сущности, этим мета-определителем очерчивается круг
аудитории-адресата. В общем случае, на любой сайт вправе зайти любой желающий
(Интернет - самая свободная из всех «свободных» территорий); но функция данного
метатега состоит вовсе не в том, чтобы каким-то непонятным образом
ограничить доступ к общей информации, наоборот - этот элемент призван
предупредить робота, что контент данного документа специфичен (или
узкоспециализирован). Например, веб-мастер порносайта обязан заполнить
описываемый метатег вот так:
<meta name=«audience» content=«adults»>
Даты
Мета-определитель, использующийся для указания даты создания
сайта:
<meta name=«site-created» content=«дата создания»>
Формат записи: ММ-ДД-ГГ, причём заполнены должны быть все шесть разрядов,
например:
<meta name=«site-created» content=«01-28-2012»>
Указание даты предполагаемого закрытия ресурса (формат записи метатега
тот же, что и в предыдущем примере):
<meta name=«expires» content=«дата закрытия»>
Даты и роботы
Мета-определитель, предписывающий роботу поисковой системы, через
сколько дней ожидается обновление контента (то есть через сколько дней
необходимо провести переиндексацию сайта):
<meta name=«revisit» content=«N days»>
<meta name=«revisit-after» content=«N days»>
Вместо символа N подставляем целое число от 1 до 30. Исключительно полезный в
веб-дизайне
метатег, для авторов блогов и иных обновляемых сетевых ресурсов
просто-таки незаменимый: через N дней робот переиндексирует данную веб-страницу,
и вся новая информация окажется в памяти поисковика.
Роботы
Запрет на индексацию текущего HTML-документа:
<meta name=«robots» content=«noindex»>
Метатег запрещает роботу индексировать веб-страницу.
Мета-определитель, предписывающий роботам поисковых и иных сетевых
систем статус допуска к веб-страницам:
<meta name=«robots» content=«страницы, куда допуск разрешён»>
Вариантов заполнения поля значения метатега несколько. Для
узкоспециализированных ресурсов актуально использовать допуск «index», то есть
метатег будет выглядеть вот так:
<meta name=«robots» content=«index»>
- в данном случае проиндексированы будут лишь индексные, вводные страницы
каждого из разделов. Если никаких ограничений по допуску для роботов на сайте не
существует, используется значение «all».
Роботы и гиперссылки с текущей веб-страницы
Мета-определитель, запрещающий отслеживание гиперссылок с
веб-страницы:
<meta name=«robots» content=«nofollow»>
Ни одна из ссылок на текущем HTML-документе роботами отслеживаться не будет.
* * * * *
Следующие метатеги декларируют авторство, собственность, контактную
информацию и т.п.
<meta name=«Copyright» content=«Кому принадлежат авторские права. Copyright
2011»>
<meta name=«Autor» content=«Имя автора веб-проекта. Copyright 2012»>
Информация об авторских правах отображается в отчётах некоторых поисковых
систем.
* * * * *
<meta name=«Owner» content=«Имя владельца (компании-владельца) сайта»>
<meta name=«Owner-type» content=«Статус владельца сайта»>
В поле значения этого мета-определителя могут быть использованы
следующие варианты записи: «corporation» (для крупных компаний), «company/small»
- для небольших фирм или «personal» (частное лицо). Впрочем, в веб-дизайне есть и иные формы
заполнения, такие как «public agency», «governmental body» и проч.
<meta name=«Address» content=«Физический адрес владельца (офиса
компании-владельца) сайта»>
* * * * *
Метатеги, декларирующие сведения о публикаторе веб-проекта:
<meta name=«Publisher-name» content=«Имя (название компании) публикатора
сайта»>
<meta name=«Publisher-type» content=«Статус публикатора сайта»>
Поле значения данного мета-определителя заполняется аналогично
«Статусу владельца сайта».
<meta name=«Publisher-location» content=«Зона Сети, в которой опубликован
ресурс»>
Этот дескриптор декларирует домен первого уровня, в котором работает
публикатор (для Рунета, разумеется, «ru»). Точка перед сочетанием символов не
ставится (только буквы); расшифровку смотрите в справочнике по
доменам первого уровня
(зонам).
* * * * *
Контактный почтовый адрес веб-мастера сайта:
магазин постеров - плакаты ретро для ценителей, винтажные плакаты
<meta name=«reply-to» content=«актуальный адрес e-mail веб-мастера ресурса»>
В комментариях, как говорится - не нуждается.
Контактные данные разработчика веб-проекта:
<meta name=«home-url» content=«актуальный адрес собственного ресурса
разработчика веб-проекта»>
Вот, пожалуй, и всё. Подробнее о применении метатегов можно узнать на
Курсах веб-дизайна.
* * * * *
|
Внимание! |
Существуют также и иные метатеги, но пользы от них ровным счётом
никакой. Во всяком случае, мне о мета-определителях, не вошедших в это
описание, но способных чем-то пригодиться в веб-дизайне, ничего не известно.
В заключение напоминаю, что Яндекс доминирует лишь в русскоязычной зоне
Интернета. По данным 2008 года, за рубежом наиболее популярными поисковыми
системами стали Google, Yahoo, MSN, Microsoft Live Search, AOL, Ask, AltaVista,
Excite, Lycos и All the Web - я перечислил первую десятку, и как видите, Яндекс
в неё не вошёл.
|
Рекомендации по использованию описанных HTML-элементов приведены, а как и в
каком количестве их использовать - дело ваше. Продолжение материалов смотрите вот здесь: анализ сайта, оценка качества.
Статья: |
Метатеги группы «name» |
Опорные темы: |
Веб-дизайн. HTML. Тег.
Курсы веб-дизайна |
|